11 ЛЮТНЯ. ВЕЛЕС
...«Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...»
"В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя «Волосъ». В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой Велес — общеславянский Бог, на Руси называвшийся также Волос. Мнение Вс. Миллера, считавшего форму Велеса южнославянской, а Волос — восточнославянской, убедительно опровергли Е. В. Барсов, приведший многочисленные русские топонимические названия от Велеса, и А. А. Потебня, напомнивший, вслед за М. Касторским, о существовании параллельных форм типа Волынь — Велынь, волыняне — велыняне, волот — велетень и др. Несостоятельно и мнение, согласно которому Волос — севернорусская форма, а Велес — южнорусская. В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и Велес — два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени Велес оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в "Повести временных лет" (ПВЛ) под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».
Имя Велес встречается помимо Слова в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол Велеса, почитавшийся «чудским концом» Ростова.
Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему славянскому миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос.
Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций восточнославянского Велеса — Волоса. Прежде всего, Велес — «скотий бог». Слово «скот» означало в древнерусском языке домашних животных, преимущественно крупный рогатый скот, и одновременно — имущество, деньги, богатство. Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велеса: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 697). Одну из функций Велеса выводят из текста Слова, где Боян именуется «Велесовым внуком». Наиболее распространено мнение, что Велес выступает покровителем певцов, источником вдохновения, подобно Аполлону (Н. М. Гальковский, И. И. Срезневский и др.) или скандинавскому Одину (С. Сабинин), который почитался как хранитель напитка поэтического вдохновения, творческой силы. По мнению И. В. Сребрянского, эпитет Бояна — «вещий» указывает на то, что Велес был «обладателем дара ведать жизнь в ее таинственном бытии». Р. О. Якобсон также предполагал, что в основу связи Бояна и Велеса положено искусство предсказания, предвидения. Е. В. Аничков считал, что, называя Бояна внуком Велеса, автор Слова пользовался каким-то установленным среди истолкователей древнерусской мифологии генеалогическим построением, согласно которому Велес (знаменитый человек, по недоразумению возведенный в боги) не что иное, как родоначальник Бояна, а может быть, и вообще баянов. В. В. Иванов и В. Н. Топоров, видящие в Велесе противника громовержца Перуна, мифического Змея, считают, что название Бояна «Велесовым внуком» в Слове отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.
Отождествляя «скотья бога» Волоса с Велесом, исследователи по-разному объясняли то, каким образом «скотий бог» являлся одновременно и богом поэзии. По мнению Гальковского и Н. Квашнина-Самарина, причиной было то, что пастухи, покровителем которых являлся Велес, были обыкновенно певцами и музыкантами. Аничков полагал, что Велес, как бог богатства и торговли, оказывался и богом вообще культуры, отчего он представлялся книжником, родоначальником всей древней культуры и всего искусства. С точки зрения Барсова, покровителем сельского хозяйства и скота Велес почитался земледельцами и пастухами. Для дружинников же, точнее дружинных певцов, Велес был подателем вдохновения, источником способности к предсказанию, постижению тайного смысла сущего.
Соколова Л. В.