В ашему вниманию представляем краткий обзор всего, что содержит в себе выпуск.
Во что мы верим
Родная вера славян направлена на раскрытие самой личности, которая оказалась перед тайнами Мироздания, растеряв свои знания и мифы, утратив связь со своими Богами. Мы осознаём болезненность отрыва от своих корней, утрату целостности мировосприятия и сопричастность природному круговороту.
Можно по-разному общаться с Мирозданием, ощущать его силу и понимать взаимосвязи. В одном случае – буквально верить в Богов, в другом – рассматривать их как архетипы, в третьем случае – воспринимать их как представителей законов Природы. Многие придерживаются всех трёх точек зрения и переходят от одной к другой в зависимости от ситуации. Язычество – это непрерывная связь между Природой и природой человека.
О научной реконструкции восточнославянской языческой модели
Восточнославянское язычество должно стать предметом внимательного и скрупулёзного религиоведческого изучения, что должно привести к более верному и полному представлению об этом явлении. Необходимо свести воедино накопленные учёными различных специальностей (историками, археологами, филологами, этнографами, фольклористами и т. д.) знания (в конце концов, экскурсы в сопредельные области знаний волей-неволей вынужден предпринимать любой учёный, взявшийся за изучение восточнославянского язычества, — это не может быть прерогативой исключительно религиоведов), но и, главное, уточнить (а может быть, и выработать заново) методологию изучения этого явления.
Восточные славяне
Статья о возникновении, расселении и развитии восточных славян - одной из трёх групп славян, ныне включающей русских, украинцев и белорусов.
Игрища и игры
Статья рассказывает о некоторых существовавших у славян игрищах, играх, зрелищах, игрушках и о борьбе церкви с традиционными формами общинного быта и новыми существовавшими городскими развлечениями.
Литейное дело Древней Руси
Обработка цветных металлов и сплавов составляла важную отрасль древнерусского ремесла. В археологических материалах широко представлена продукция древнерусских литейщиков и орудия производства.
Денежное обращение Древней Руси
Статья о различных платёжных средствах, таких как: восточные и западноевропейские монеты, монетные гривны, меха, товаро-деньги.
Запреты и предписания роженице
Обрядовый комплекс, который включает в себя период беременности, непосредственно саму ситуацию родов, процедуры «очистительного» характера основных участников ритуала, а также знаковые моменты первого года жизни ребенка (первое пострижение), предполагает особое переходное состояние его «героев», а следовательно, их уязвимость и чужеродность, опасность для остальных членов общества. Сперва совершаются обряды отделения, смысл которых изолировать беременную женщину от общества в целом, от семьи и иногда даже от женского сообщества. Затем следуют обряды беременности. Наконец, совершаются обряды, связанные с родами, цель которых способствовать возвращению женщины в прежнее сообщество и обеспечить ей новое положение обществе как матери.
Всё и всяк вернётся (продолжение, начало в 1 (18) 2023)
Обширная статья рассказывает об обрядовых предметах, цветах, мотивах в орнаменте русской народной вышивки и о символах в народной традиции.
Язычество, Боги и духи по летописным источникам
Приводятся сведения о некоторых языческих богах и духах, а также раскрывается сам термин «язычество» (от ст.-слав и др.-рус. языкъ «народ»), др.-рус. поганьство (ст.-слав. поганъ, лат. paganus «сельский, языческий») — обозначение нехристианских культов и обычаев, которым следуют «языки» (народы мира в библейской традиции), в противоположность «новому народу» — христианам.
Второе Збручское (Крутиловское) святилище
В статье даётся описание городища-святилища, обнаруженного возле с. Крутилов. Оно расположено в лесу на одном из высоких холмов возвышенности Медоборы. Городище наиболее интенсивно использовалось восточными славянами во второй половине XII — первой половине XIII века. Материалы святилища показывают возрождение язычества в XII веке и этим подтверждают выводы Б. А. Рыбакова, сделанные на основании изучения письменных источников, о ренессансе язычества в XII–XIII веке.
Падение теократического строя правления на острове Рюген в XII веке
К середине XII века Рюген остался единственной территорией этого региона (помимо территорий племён балтов, эстов, финнов) не только не принявшей христианство, но и относившейся к нему абсолютно враждебно. Храм Аркона, располагавшийся на полуострове Виттов, остался последним крупным языческим святилищем. Захват же власти над островом Рюген стал заключительной частью масштабной экспансии западного христианского мира в земли балтийских славян.
Жертвоприношения (в греко‐римском контексте)
Статья описывает сложность и разнообразие ритуальных подношений божествам. «Жертвоприношение» в греко‐римском контексте описывает обращение с животными, растениями и фруктами.
Языческие святилища в королевстве Меровингов
В статье речь пойдёт о Франкском королевстве времен Меровингов (VI — первая половина VIII вв.). Языческие верования, сохранявшиеся среди слабо романизированного кельтского населения, были дополнены язычеством германцев — салических франков на севере Галлии, рипуарских франков — в долине Мозеля, алеманнов — на левобережье верхнего Рейна. Проявления язычества долго сохранялись в мировоззрении крестьянства во Франции.
Доисламские языческие культы
Ко времени возникновения ислама многие племена Аравии, прежде всего те, которые имели контакты с соседними народами Передней Азии, были знакомы с христианством и частично исповедовали его. В VI — начале VII в. в Аравии существовало несколько крупных иудейских общин (в Тайме, Хайбаре, Йасрибе, Йемене), иудаизм приняли и некоторые осёдлые, и кочевые арабские племена. Однако основная масса обитателей Аравии поклонялась старым, языческим божествам; сохранялся культ священных камней и изображений, небесных тел, деревьев, животных и предков. Язычники совершали паломничество к одному из наиболее почитаемых святилищ на полуострове — Каабе в Мекке.
Антропоморфная ось Мира. Из очерков сравнительной мифологии
Среди многочисленных представлений о Мировой оси одно из важнейших мест занимают представления о её антропоморфизме, то есть о человекоподобии Перводрева. Связь человека с деревом прослеживается во множестве преданий. Здесь и происхождение человека от деревьев, и воплощение душ погибших людей в деревья, и души предков, которые могут как обитать на/в Древе, так и использовать его в качестве Млечного пути — моста/лестницы/виселицы между мирами. Если звёзды ассоциируются с листьями Мирового древа (или с его плодами), то тем более приходит на ум известное восточнославянское представление о звёздах как о душах усопших.
Ярила Вешний (продолжение, начало в 1(18) 2023)
Обширная исследовательская работа волхва Велеслава, посвящённая Яриле и Ярильским торжествам.
Мифология металлов. Древние горняки, металлурги и кузнецы (продолжение, начало в 1(18) 2023)
Продолжение статьи Максима Чистякова. Рассказ о хранителях подземных сокровищ, о видах и методах переработки руд, а также о людях, сумевших подчинить себе огонь.
Ранние свидетельства существования у восточных славян поверий о «ходячих покойниках»
Из этой статьи вы узнаете, что вера в упырей, вурдалаков, вампиров, ходячих покойников и прочих опасных мертвецов — это неотъемлемая составляющая народной картины мира, а также ознакомитесь с постпогребальными обрядами, направленными на обезвреживание различных зловредных мертвецов.