Речь в суде в защиту коловрата

Памятник князю Святославу Игоревичу в селе Холки Чернянского района Белгородской области, установлен в 2005 году. Скульптурная композиция, посвящена 1040-летию разгрома Хазарского каганата.

Памятник князю Святославу Игоревичу - Памятник князю Святославу Игоревичу в селе Холки Чернянского района Белгородской области, установлен в 2005 году. Скульптурная композиция, посвящена 1040-летию разгрома Хазарского каганата.
Уважаемый суд,
Ваша Честь,
В первую очередь я хочу отметить тот факт, что я патриот. Я чту победу нашего многонационального народа в Великой отечественной войне. Я придерживаюсь социалистической идеологии, поэтому фашизм является для меня совершенно неприемлемым. Если бы сторона обвинения решила изучить мою страницу дальше той фотографии, то они бы увидели множество заметок о подвигах, которые совершили в Великой отечественной войне наши люди. Об их памяти.

С самого начала, и в беседе с представителем ФСБ, и при первом вызове в прокуратуру, меня пытались обвинять в том, что находящийся на изображении символ (я буду дальше называть его коловратом, чтобы не возникало путаницы) является запрещённым из-за публикации в списке экстремистских материалов. Тем удивительнее был тот факт, что в итоговом решении суда эта публикация уже не упоминается. А меня, патриота, фактически признали виновным в нацистской пропаганде. Что для меня оскорбительно и совершенно неприемлемо. Кроме того, сама сторона обвинения сейчас утверждает, что мне не вменялось размещение изображения из списка экстремистских материалов.


Во вторую очередь, хочу заметить, что в решении суда сказано: “Следует иметь в виду, что не влекут административной ответственности по данной норме такие действия, если они не связаны с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.”

Как культуролог по образованию, могу ответственно заявить, что искусство фотографии является художественным творчеством, а конкретно — разновидностью изобразительного искусства. На упомянутой фотографии нет никаких признаков, которые могли бы ассоциироваться и нацистской Германией. Так же как нет никаких надписей, лозунгов, призывов, или иных признаков пропаганды. Значит, мои действия в любом случае не могут вести к административной ответственности.

«Солнышко» Станислава Якубовского, 1923 год.

«Солнышко» Станислава Якубовского, 1923 год. - «Солнышко» Станислава Якубовского, 1923 год.
В-третьих, довожу до сведения суда, что коловрат действительно в чистом виде не встречается у древних славян, хотя есть археологическая находка похожего символа с семью лучами. В современном виде коловрат впервые упомянут в 1923 году в альбоме "Prasłowiańskie motywy architektoniczne" польского художника Станислава Якубовского. (прил. 1), где он назван «солнышком». Отмечу, что в 1923 году никакой НСДАП и её символики ещё не существовало. А коловрат уже связывали именно со славянской культурой. Сейчас этот символ очень широко распространён, используется в различных товарах и сувенирной продукции (прил. 2), в массовой культуре (прил. 3). Кроме того, коловрат де-факто является общепринятым священным символом моей веры. В таком виде он используется в РФ как минимум с начала девяностых годов 20 века, и символизирует собой катящееся солнечное колесо с разрывами в ободе, которые указывают на направление его вращения.

Футболка с коловратом

Футболка с коловратом - Футболка с коловратом
 Кружка с коловратом
Кружка с коловратом - Кружка с коловратом
 Электробритва Ровента Керамическая кружка
Электробритва Ровента - Электробритва Ровента Керамическая кружка


В-четвертых, о якобы похожести коловрата на нацистскую свастику до степени смешения. К сожалению, законодательство не даёт определения, что такое «похожесть до степени смешения» в данном случае. Однако, Роспатент даёт такое определение в приложении к товарным знакам. Так что я буду использовать их определение по аналогии.

«Степень смешения товарных знаков — это такой уровень схожести товарных знаков, при котором они ассоциируются друг с другом и, тем самым, могут ввести потребителей в заблуждение. Сходство товарных знаков до степени смешения определяется на основе общего впечатления от товарного знака.»
То есть, при сходстве двух знаков до степени смешения, посторонний человек может перепутать их между собой. Общее впечатление обычно определяется проведением социологического опроса на репрезентативной выборке, что стороной обвинения не было сделано.

Однако, можно рассмотреть коловрат и свастику по основным критериям. Коловрат в основе своей имеет круг. Свастика в основе своей имеет квадрат. Свастика имеет четыре прямолинейных луча равномерной толщины, изогнутых под прямым углом в середине луча. Коловрат имеет восемь лучей неравномерной толщины, изогнутых в конце луча. Нацистская свастика черного цвета, на белом фоне. На моей фотографии коловрат жёлтого (латунного) цвета на красном фоне.
В общем впечатлении это черный квадрат на белом и жёлтый круг на красном. Это однозначно различные символы.

В-пятых, позиция обвинения строится на исследованиях, проведённых В. Шиллером. Мой адвокат уже обратил внимание на его предвзятость. Однако, я имею основания полагать, что В. Шиллер с ненавистью относится к родноверам вообще, приравнивая к экстремистам всех последователей этой веры. В качестве доказательства привожу его цитату из интервью на портале «Федерал Пресс» https://fedpress.ru/interview/1756649

«Не удивлюсь, если Соколовский окажется матерым неоязычником. Родноверы засветились в нулевых годах, сразу после сатанистов, и продолжили совершать акции против РПЦ.»

По этой цитате видно, что он не разделяет отдельные радикальные течения и отдельных деятелей, и веру в целом. Это то же самое, что на примере радикальных исламистов обвинять весь ислам. Для примера я в той же цитате заменю слово «родноверы» на «мусульмане».

«Не удивлюсь, если Соколовский окажется матерым мусульманином. Мусульмане засветились в нулевых годах, сразу после сатанистов, и продолжили совершать акции против РПЦ.»

Такие высказывания и взгляды, несомненно, могут вызвать ненависть по религиозному признаку, и сами по себе могут являться экстремизмом. Другая цитата из того же источника: «Могу сказать, что рост протестных настроений довольно неплохой, но все-таки доминирующее положение в экстремизме связано с героизацией Гитлера и неоязычеством».

(прил. 3) Коловрат в массовой культуре. Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» 2017 год, Россия

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» - (прил. 3) Коловрат в массовой культуре. Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» 2017 год, Россия


И снова он обвиняет поголовно всех язычников. Однако, согласно исследованию Фонда традиционных религий, который проанализировал федеральный список экстремистских материалов с религиозной точки зрения, 87% запрещённых религиозных групп и организаций составляют секты христианского толка. И лишь два процента — языческие и псевдоязыческие организации. Что явно указывает на предвзятость и необъективность мнения В. Шиллера.
В-шестых, в исследовании В. Шиллера он заявляет, что, по его мнению, коловрат является замаскированной свастикой. Однако, семантически понятия «демонстрация» и «замаскированный» являются противоположными. Демонстрация чего-либо осуществляется в явной форме. В то время как маскировка чего-либо предполагает сокрытие этого. Таким образом, демонстрация чего-то замаскированного невозможна.

И, в-седьмых, сам смысл демонстрации запрещённой символики — в разжигании ненависти, распространении экстремизма. В моем случае это совершенно неприменимо, поскольку приведённая фотография не разжигает ненависти, не пропагандирует и не распространяет экстремизм.
В заключение я хочу также упомянуть недавнее дело о том, когда на жителя г. Калтан завели административное дело за «демонстрацию» фотографии с числом 55, которое якобы напоминает нацистскую символику

Суд закрыл дело. Однако, от себя скажу, что наши предки, героически сражавшиеся на полях Великой отечественной войны, вряд ли бы одобрили подобную охоту на ведьм. Необходимо разделять действительный экстремизм и его пропаганду, и мнимый.
На основе вышесказанного прошу отменить решение суда первой инстанции.

Спасибо.
Казаков Сергей Александрович