Славянские обряды и обычаи на Калужской земле

Славянские обряды и обычаи на Калужской земле

Славянские обряды и обычаи на Калужской земле - Славянские обряды и обычаи на Калужской земле
Доклад на 4-х краеведческих Песоченских чтениях 03.04.1998 г.

Цель данного доклада — выявить остатки Славянских обрядов и обычаев, которые сохраняются в жизни и быту жителей Калужской области на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры.

Известно, что каждый народ славится своей самобытностью, проявляющейся в его обрядах, обычаях, праздниках, песнях, сказках, кухне и других особенностях культуры. Не составляем исключения и мы, Славяне. Восемьсот лет назад Славянская культура на земле Вятичей была представлена в полном своём великолепии. Слова летописца “...еже творять Вятичи и ныне” не пустой звук. До Вятичей чужеземное культурное и религиозное влияние дошло значительно позже других восточнославянских племенных союзов. В ХП веке у Вятичей появляются христианские миссионеры, одного из которых, инока Кукшу, Вятичи убивают недалеко от Серенска. Впоследствии именно земля Вятичей стала ядром будущей Российской империи. Что же осталось от великолепного культурного наследия теперь, в конце XX века? Рассмотрим современные обряды и обычаи, чтобы узнать, насколько в них сохранилось Славянское культурное наследие. Для удобства разобьём предмет исследования на три части: обряды, праздники, кухня.

Обряды.

Под обрядами понимаются не урочные торжества, как то: родины (день рождения), именины, постриги, свадьба, новоселье, похороны, поминки.

Родины.

Празднование дня рождения является, безусловно, обычаем исконно Славянским. Ибо у христиан не принято отмечать собственный день рождения, а отмечается лишь день вступления в религиозную организацию (“день ангела”, “крещение”, “именины”). К сожалению, до нас не дошли полные сведения об обряде, посвящённом дню рождения. Сохранилось лишь упоминание о приготовлении обрядового пива, приуроченного к этому дню. Кроме обязательного дарения подарков и обязательного коровая, заменённого сегодня на праздничный торт, этот обряд более ничем на примечателен.

Именины.

После многовекового господства греко-кафолической церкви вновь вернулся обычай, согласно которому имена детям дают родители, как это и было до внедрения христианства. Однако, подавляющее большинство имён ныне чужеродного происхождения. Собственно Славянские имена составляют около семи процентов. На протяжении многих веков сохранялся обычай иметь, наряду с христианским, родное Славянское имя. Иногда человек имел сразу три имени: славянское, данное родителями; славянское, данное общиной (миром); христианское, данное церковью; кроме того, имелось ещё и прозвище, нередко переходившее по наследству.

Неверно считать, что фамилии у крестьян появились лишь после указа императора Николая I. Присвоение фамилий крестьянам (подавляющему большинству населения России) во-первых, лишь официально закрепило устоявшиеся прозвища, а во-вторых, перевела в разряд прозвищ (фамилий) отчества. Между прочем, значительная часть фамилий образовано от нехристианских Славянских имён. А вот отчества являются отголоском Славянской старины, одной из особенностей восточных Славян. В целом же обряд именин утратил повсеместно своё значение и в подавляющем большинстве случаев совмещается с днём рождения.

Постриги.

Исчезнув ещё в средние века, обряд постриг (пострижин), т.е. перехода из младшего детского возраста в подростковый, а затем из подросткового в юношеский, так больше и не возродился. Во времена советской власти делались попытки замены постриг “принятием в октябрята”, “в пионеры”, “в комсомольцы”, но, по известным причинам, в настоящее время нет теперь и этого. Утрата обряда связана прежде всего с разрушением общинного и родового уклада жизни.

Свадьба.

Печальная участь постигла свадебный обряд. Начав разрушаться с середины XIX века, к концу XX века обряд свадьбы выродился в заурядную пьянку. Исчезли полностью Славянские наряды жениха и невесты. Вместо красного Славянского свадебного платья невеста обряжена в похоронное белое. Красный наряд перешёл в разряд вторичных, его одевают на второй день свадьбы, либо при втором замужестве. В последние годы и эта особенность также утрачивает своё значение.

Из обязательных Славянских свадебных блюд (жареной курицы, коровая, рощи, браги, пирога, сметаны, мёда, крашенных яиц, свинины) к столу подаётся лишь коровай и свинина. Важнейшая часть свадебного стола — жареная курица и пирог “роща” позабыты напрочь. Имеются ввиду свадебное обряды большинства населения Калужской области, представляющие собой с точки зрения обрядности плачевное зрелище, а не сохранившиеся в удалённых уголках области кое какие пережитки свадебного обряда. Кроме того, по статистике, большинство невест во время бракосочетания уже беременны, а это обстоятельство ни коем образом нельзя отнести к Славянскому обычаю.

Ко вторичному Славянскому обычаю можно отнести возложение цветов и денег к памятникам (принесение требы на капище). К первичным, или остаточным, обрядам относится обязательный выезд в лес с распитием хмельных напитков, а также проезд по “семи мостам”, обязательный свадебный поезд, вено (выкуп за невесту). Удивительное дело, но в конце XX века почти полностью вернулся обычай знакомства жениха с невестой, описанный ещё в Несторовой летописи: “...схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто свещашеся...”. В общих чертах, конечно же, свадебный обряд утрачен. Причиной, на мой взгляд, является разрушение уклада жизни во второй половине XIX века, изменение экономических условий жизни и быта для большинства населения, массовое переселение в города, подавление Славянской культуры власть имущими.

Новоселье.

Данный обряд находится в лучшем состоянии, чем свадьба, соблюдается почти повсеместно. Но и тут не обошлось без потерь. Не подаются обязательные обрядовые блюда (говядина, хлеб-соль), не исполняется обычай “выбора места” для дома. Причина — переселение в уже готовые дома, построенные без учёта желаний новосёлов. Самые яркие проявления остаточного Славянского обряда новоселье — внос в дом домашнего животного перед тем, как туда войдут хозяева, а также обязательные подарки гостей.

Похороны.

Похоронный обряд признан учёными как наиболее стойкий, трудно поддающийся изменениям. Вместе с тем, благодаря археологии, его легче всего изучить, сравнить с современным обрядом. Напомним, вкратце, похоронный обряд у Вятичей, описанный Нестером: “Аще кто умряше, творяху трызну над ним, и посем творяху краду велику, и възложахуть и на краду мертвеца сожьжаху, а посем собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творять Вятичи и ныне”.

А вот выдержка о похоронном обряде Вятичей из сочинения Ибн-Русте “Дорогие ценности” (IX век): “Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше мёда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся.

Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из под неё, и она остаётся повисшей пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню”.

До 30-х годов XX века в Калужских деревнях сохранялся обычай ставить столпы (этакие избушки на курьих ножках) над могилой. До сих пор сохраняется обычай насыпать могильный холмик (в Западной Европе этого нет). Сохраняется обычай одевать покойника в белый саван (либо прикрывать белой занавеской). Белый цвет — цвет скорби у Славян. Сохраняется обычай бросать на дно могилы жертву (деньги). Тут необходимо сделать отступление и пояснить, что у Славян существовало два похоронных обряда: обряд трупосожжения и обряд трупоположения. Скорее всего, они существовали на равной основе в одно и тоже время.

Существует логичное предположение, что обряд трупоположения применялся, когда родственники умершего хотели, чтобы покойный прошёл перевоплощение и возродился в новом теле (переселение душ), а обряд трупосожжения применялся, чтобы душа покойного навсегда переселилась к Сварге (на небеса). Сравнительно быстрый отказ от трупосожжения нельзя объяснить влиянием христианской идеологии.

Славяне, в том числе и Вятичи, упорно державшиеся старых родных верований во всех других областях жизни, якобы вдруг легко отказываются от такого важного обряда, как трупосожжение. Причём делают это, судя по данным археологии, чуть ли не в год прихода христианских миссионеров, а в некоторых местах и задолго до них! Загадку эту ещё предстоит разрешить. Какие ещё особенности древнейшего обряда сохранились по сей день? Это посыпание землёй покойника перед закапыванием в землю. Причём землёй, принесённой на кладбище в мешочке из дома.

Похожий обычай существует у индуистов, только там посыпают красной сухой краской, что в первом и во втором случае является отголоском первобытного обряда посыпания охрой. Ярким остатком обряда погребального жертвоприношения является обычай класть в гроб милодары (любимые вещи покойного, например, сигареты “в дорогу” и т.д.). В целом похоронный обряд сохранился неплохо.

Поминки.

Очень хорошо сохранился обряд поминок. Обычай приходить на кладбище на следующий день, а также через год после похорон, остался точно таким, каким его описал в IX веке Ибн-Русте. Правда, мёд заменили водкой. Из поминальных блюд повсеместно остались кутья (которую почему-то уже делают из вьетнамского риса), блины и кисель. Сохранился обычай ходить с поминальными дарами на могилу, оставляя их в жертву Духам Предков. Кроме мёда, который заменён водкой состав поминальных блюд не изменился (хлеб, яйца, кисель). Не ставится более к поминальному столу сыта и лапша. Нужно заметить, что поминальный обряд удержался дольше всех в относительной целости.

Итак, из всего Славянского обрядового разнообразия сохранилось в относительной целостности лишь два обряда: похороны и поминки.

Праздники.

Под праздниками понимаются урочные ежегодные торжества. Из всего обилия красочных Славянских народных празднеств мы имеем в конце XX века лишь два: Зимние святки и Масленицу.

Зимние святки.

Зимние святки или, как сейчас называют, Новогодние торжества, в настоящее время являются самым любимым народным праздником. Даже смысл святок, состоящий в чествовании рождения солнца и наступления нового года (от древнеславянского годити — ожидать, т.е. ожидание новой весны) остался прежним. К сожалению, повсеместно исчез обряд колядования.

Порядок и состав святочных блюд также остался в прошлом и не соблюдается. Время проведения святок, в связи с переходом в начале века на григорианский календарь, стало вновь соответствовать Славянскому солнечному календарю. Празднование начинается с 25.12 и продолжается по 7.01, затем повторяется уже по юлианскому (старому) стилю.

Масленица.

Второй Славянский праздник, Масленица, находится в удручающем состоянии. К сожалению, сегодня Масленицу можно назвать “административным праздником”. Она сохранилась только благодаря Постановлению Совета министров РСФСР № 203 от 18 февраля 1964 г. “О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов”. Время проведения исконного Славянского праздника зависит почему-то от иудейского лунного календаря, хотя он должен отмечаться в день весеннего равноденствия. Кроме масленичного столба, чучела Зимы и погребального костра для него, более никаких обычаев не сохранилось. Исчезли даже масленичные бои. Из праздничных блюд остались блины, оладьи, пряники, пиво.

Кухня.

Нынешняя русская кухня конца XX века столь разительно отличается от кухни конца XIX века (не говоря уж о XV веке или Х веке), по составу и способам приготовления блюд, что её уже вряд ли можно назвать Славянской. Например, вплоть до XVI века из мясных блюд на первом месте стояли блюда из козлятины и баранины. Теперь же первое место принадлежит блюдам из свинины и говядины. Полностью исчезли кушанья из гороха (кроме солдатской каши и супа), ржаной муки (кроме хлеба).

Доля ржаного хлеба, составлявшая ещё в 1927 году около 96% по отношению к пшеничному, почти вдвое уменьшилась. Исчезло домашнее пивоварение. Зато повсеместно распространилось, к сожалению, самогоноварение. Исчезло домашнее приготовление квасов, сбитней, настоев, медов и других напитков. Способ приготовления некогда знаменитого “Калужского теста” утерян навсегда. Исчезло домашнее хлебопечение. Из обрядового печенья осталось лишь печенье хворост, лесенки. Лучше дело обстоит с пирогами, но и тут многие виды пирогов исчезли: курник, кулебяка, колобок, роща, богач и т.д.

Из подлинно Славянских блюд остаются: блины, коровай, квас, вареники, рогалики, баранки, каша, творог, оладьи, сочни и т.п. С древности сохранилась одна особенность Славянской кухни — незначительная доля блюд из рыбы. Подтверждение тому — редкие “рыбные дни”. В целом, хотя у Калужской кухни осталась Славянская основа, в последнее время особенности эти исчезают, заменяясь некоей обезличенной среднеевропейской кухней.

Вот такой невесёлый обзор Славянского культурного наследия на древней земле Вятичей. Обычаи и обряды исчезают. Было бы ещё полбеды, если бы на их место вставали новые обряды и обычаи. Но, как мы видим, такого не происходит. Уходят славянские обычаи, оставляя после себя пустоту. И это есть главная причина всё возрастающей безответственности и бездуховности на нашей земле. Задача состоит не в том, чтобы придумывать какие-то новые “из пальца высосанные” обряды и праздники, как “День города”, “День милиции”, “День св. Валентина”, “Татьянин день” и т.д., а попытаться восстановить старые, применительно к новым условиям. Чем и занимается, например, Калужская Славянская Община. Не нужно забывать, что пока жив Обычай — жив и народ.

В.С. Казаков