Плач по Арконе

Аркона

Аркона - Аркона
Аркона... Наш символ продолжения, продолжения славянства и символ опоры. Ни одна другая славянская святыня не была так хорошо описана, как та, что была в Арконе. И все это благодаря её святости и могуществу; святыня, которая бросала на колени европейских монархов и покоряла народы. И тем больнее писать о её последних днях...

Последним защитникам Арконы,
павшим от мечей крестоносцев...
Душа моя плачет: печальные стоны 
И чистые слезы славян, 
И пепел свещенный сожженной Арконы. 
И кровью омытый Буян... 
Но память — как книга:
Впечаталась в сердце тяжелая поступь шагов.
Несет крестоносцам легатов интрига
Лишь смерть, а не новых рабов.
Костров ритуальных светые уголья 
Сглотнет беспощадный пожар. 
На прахе славянском готовит застолье 
Король-людоед Вальдемар. 
Над сломленным Дубом внимает злословью,
Под тенью паучьей креста,
В плащах белоснежных, забрызганных кровью,
Надменная челядь Христа.
Датчан вероломных, крестом подгоняя, 
Глумится пузатый монах, 
Детей не крещенных в кострище бросая, 
Другим непокорным на страх. 
Пируют монахи и грязные рясы
Балтийские треплют ветра.
Уродливой тенью их мерзкие плясы
Ложатся в сияньи костра.
Ни крика, ни стона, ни слов о пощаде 
Лишь недругов пьяный разгул. 
Аркона разрушена — в белых нарядах 
Народ сном последним уснул... 
Но дарит нам свет свой незримый Аркона,
И силы дает нам Буян!
И в битве последней повергнет Дракона
Свещенная Вера Славян!
Яровит, Рязань

Годы 1123-1124. Князь ободритов Генрих попросил помощи у императора Лотаря, чтобы выступить войной на Ругию, чтобы отомстить за смерть своего сына, убитого руянами. Руяне, видя преимущество врага, выслали своего жреца для переговоров. Цена мирного договора была высока — 4400 марок выкупа. Руяне не имели таких денег, как пишет Гельмольд, и дань оплачивает святыня в Арконе из сокровищницы Световита.

Князь Генрих чувствует себя обманутым при взвешивании серебра, но часть денег была уже заплачена. И война разгорелась снова, но руяне одерживают победу.

1128 год. Несмотря на военную помощь Ругии, был христианизован Щецин.

1136 год. Король Эрик выступил в крестовый поход на славян, развязав большую войну. Ругия была вся разорена. Эрик захватил Аркону, перекрыв доступ защитников к питьевой воде. Саксон Грамматик пишет о происшедшем подробнее. Руяне спрятали святое изваяние Световита, когда надежда на помощь угасла, а осаждающие войска крестоносцев отсекли от города укреплённый доступ к воде. Ища спасения для своего народа, они притворно поддались требованиям короля принять христианство, приняли “добровольно-принудительное” крещение, омыли свои тела и утолили жажду в ближайшем пруду. Датчане, уходя, оставили в крепости ксендза, чтобы он надзирал за привитием новой веры.

Как только солдаты Эрика погрузились на корабли и отплыли в Данию, из ворот Арконы вышвырнули ксендза... Руяне вновь могли свободно чтить своего родного Бога Световита.

1147 год. Руяне спасли языческого князя ободритов Никлота, послав свой флот ему в помощь во время очередного крестового похода против славян. Но силы были уже не те. Маленький остров в Балтийском море окружали не только бурные волны, но и враждебные государства, где господствовала иудохристианская идеология.

В 1160 году князь Ругии Тетыслав начал переговоры с Вальдемаром I Великим — владыкой Дании, а также с Абсалоном — епископом Роскильда. Был заключен мирный договор, а в 1162 году руяне даже поддержали Датчан при осаде Вологощи. Епископ Абсалон принял вскоре участие в совете руян, где высказал мысль принятия христианства жителями Ругии. Князь Ругии поддержал предложение, тем более, что оно было в его собственных интересах, потому, что власть князя была сильно ограничена жрецами Световита, а христианизация навсегда устранила бы жреческое сословие из политической игры (похожие “мудрые” мысли приходили князьям и восточных славян во время христианизации Х-ХП веков, да и теперь некоторые современные “славянские воины” недалеко ушли от образа мыслей Тетыслава.). Князь руян предал жрецов и народ, который в 1166 году оставался единственным славянским племенем, свободно придерживающимся Родной Веры.

19 мая 1168 года датчане под предводительством короля Вальдемара и епископа Абсалона высадились на Ругии. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва, которыми руководили княжичи Казимир и Богуслав, ободритский князь Прибыслав и Берно — епископ Мекленбургский.

Король напал на Ругию с большим количеством воинов и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. Город взять было нелегко: высота стен с валом достигала 27,15 метров и камнеметные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осажденные, уверенные в своих силах, покрыли башню над воротами знаменами и орлами. Между ними была и “Станица” — военное знамя руян, которое последние чтили как знамя всех богов.

12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, малое количество воды не позволило погасить пожар. Аркона была обречена... Некоторые жители, видя свою обреченность, бросались в пламя, не желая быть рабами. Король приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал.

Вадим Казаков