Стол - божья ладонь

Стол - божья ладонь

Стол - божья ладонь - Стол - божья ладонь
Обеденный стол – один из наиболее важных предметов домашнего обихода. В старину его ставили в Красный Угол (Красный Кут), под образа. В глазах наших Предков стол был Божьей ладонью и домашним «престолом» (алтарём). «Хлеб на стол, так и стол - престол». Поэтому многие славянские обряды (свадьба, родины (рождение ребёнка) и др.) включали в себя ритуальный обход этого предмета: «Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую Гору, Столб, держащий все три Мира, приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например, брак»[1]. Ходить вокруг стола вне обряда – возбранялось. Священная Середина Мироздания – начало и конец пути, а потому, по белорусскому обычаю, отправляющийся в дорогу целовал стол: если предстоял дальний путь – середину стола, если близкий – один или оба его угла, приходящиеся на избу. То же делалось и по возвращении домой.

Восприятие стола как дающей руки Бога и домашнего алтаря делало немыслимым неуважительное отношение к нему. Поэтому в народном Обычае известно множество запретов, связанных с поведением за столом: нельзя играть, стучать по столу вилкой или ложкой, втыкать в столешницу нож, садиться есть грязным, в шапке, шумно вести себя… При новоселье первым из предметов мебели вносили стол, после этого – молились на четыре стороны света, а затем уже продолжали переезд. При продаже дома стол передавали новому владельцу – поставленный в Красном Углу домашний алтарь должен был там и оставаться.

Существовал обычай постоянно держать на столе хлеб – ради обеспечения достатка и благополучия. С этой же целью в праздничные дни выставляли как можно больше блюд.

Если стол – это алтарь и Божья ладонь, то всякая трапеза – обряд. Пища на столе предлагается Богу (Богам), после чего – распределяется между присутствующими. А обряд, как известно, проводится по определённым правилам и предполагает чёткую последовательность действий:

В народном Обычае места за столом строго распределены. Во главе стола, под образами, сидит глава семьи, старший мужчина. Рядом с ним – почётные гости, далее – по убыванию возраста и заслуг. Для мужчин предназначена лавка у стены, для женщин – приставная лавка. Раздачей пищи занимается хозяин дома: режет хлеб, делит мясо и т.д. Трапеза начинается с молитвы (славления Богов), к еде приступают по знаку главы семьи. «Ломать стол» - выходить из-за стола раньше, чем из-за него поднялся самый старший, строго запрещается.

 Мирослав