Главное светилище Вятичей

Чертово городище

Чертово городище - Чертово городище
Где находилось главное светилище Вятичей? Академик Б.А. Рыбаков называет летописный Дедославль городом жрецов Вятичей. Но где находился Дедославль (Дедослав), также не найденный до сих пор? Либо в самом Дедославле, а скорее всего около города, должно было быть главное светилище. Было ли оно заложено славянами, или же досталось в наследство от балтов и использовалось совместно, как в Тушемли? Неизвестно...

Б.А. Рыбаков упомянул, что Дедославль находился в одном поприще от столицы Вятичей. Остаётся очертить круг радиусом в одно поприще от столицы и поискать Дедославль. Что такое поприще? Поприщем называлось расстояние в один день конного пути. Ибо в связи с отсутствием удобных дорог, мерить расстояние в верстах было не совсем удобно. Сколько же километров могло содержать поприще в Поочье? Рота пехоты проходит на марше 40 км в сутки по просёлочным дорогам. Велосипедист за пять часов из Калуги доезжает до Тулы, преодолевая расстояние в 100 км. Средневековое войско по дремучим лесам проходило в худшем случае 10-15 верст (с постройкой мостов и гатей). Тяжеловооруженная псковская и новгородская конница преодолевала в сутки около 70 км, спеша на Куликовскую битву. Но от Корьдна (Городни) до Дедославля должна была быть прямоезжая большая дорога. Допустим, что по такой дороге поприще равнялось 70 км. В какой же стороне искать Дедославль?

В 1147 году Черниговские князья выгнали князя Святослава Ольговича из городов Брянска, Козельска и Дедославля. Отсюда вывод: скорее всего Дедославль находился неподалеку от Брянска и Козельска, т.е. на юго-западе Земли Вятичей. Отправляемся на юго-запад из Калуги. Переправившись через Оку, мы попадаем в Гамаюнщину. Так называются земли по правому берегу Оки, которые огибает река, поворачивая своё течение на восток. Гамаюн — вещая птица из “Голубиной книги”. Через 23 км мы попадем в деревню Корекозево, стоящую в междуречье Оки и Желови. Около деревни некогда находился греко-кафолический Лютиков монастырь. Монастырь стоял на бугре, в пойме Оки, имел каменные стены, четыре башни, две синагоги (“церкви”), хозяйственные постройки. В общем, настоящая крепость. Если учесть, что подавляющее большинство христианских средневековых монастырей и церквей строились на месте Славянских храмов и светилищ, то можно предположить, что на месте Лютикова монастыря стояло светилище.

Ещё через два километра подъезжаем к стоящей на берегу Оки д. Голодское (где был найден клад серебряных дирхемов — арабских монет Х века) и, переправившись через Оку попадаем в г. Перемышль, (29 км от Калуги). От Перемьшля прямая дорога на Козельск, стоящий в 72 км от Калуги. Но на пути к Козельску находится ещё одна крепость — найденное в 1991 году в с. Подборки славянское городище. К сожалению, речка Озерчанка подмывает основание городища, открывая культурный слой.

Посмотрим на карту. В семи километрах к юго-востоку от Подборок расположен посёлок Гранный Холм, а ещё через три километра на берегу лесной речки Чертовской (или Любуши) — урочище “Чертово городище”.

“Чертово городище” представляет собой скалу из песчаника, на которой с доледникового периода остались реликтовые растения — мох шистостега и папоротник-многоножка. “Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище здесь в I-V веках н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укреплённым. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень (Памятник природы “Чертово городище”. Описание. Научная справка. Калужский областной краеведческий музей, 1995.).

А вот выдержки из статьи А. Перепелицына “Российский Стоунхендж” (Приокская газета, № 6; 28.02-6.03.1997 г. С.7): “У историков и археологов свой интерес — Чертово городище является городищем в прямом смысле... До сих пор можно видеть на вершине холма вал и ров, угадывается проем ворот (в северо-восточной части действительно еще отчетливо виден проём ворот и засыпанный перед ним ров, — В.К.) и древние подъездные пути... В книге “История церкви в пределах Калужской губернии” читаем: “... здание (из огромных камней) выложено до середины окон.

Вокруг лежат такие же камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля”. К сожалению, подробного описания со схемами и размерами этого “здания” найти не удалось... Тем не менее, два источника конца прошлого века одинаково описывают стоящее на вершине холма “подобие какого-то дома”... Прямо под постройкой находилась глубокая пещера с длинными ходами, которые, по легендам, тянулись аж до Доброго монастыря, что под г. Лихвином... Краеведы XIX века надеялись, что потомки их исследуют загадочную постройку, однако, этого сделано не было. Более того, пропала она сама!... Все старожилы окрестных поселений, не сговариваясь, рассказывают, что когда для строительства Сосенского понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на Городище. Заложили заряды, взорвали их (камни, разбросанные ныне по склонам, не оставляют впечатления “древних” некоторые даже не успели зарасти мхом, явно, что разбросаны они не ранее нескольких десятилетий тому назад, — В.К.), вывезли несколько тракторных тележек камня, как вдруг (!? — В.К.) пришло указание самодеятельность прекратить: оказалось, что камень для производства щебня не подходит... сложилось у меня мнение, что кое-кому не выгодно разглашать сведения о разрушении уникального места...

... Прошло более 40 лет, все наши информаторы “в возрасте”, и память их подводит. Тем не менее, нам описывали огромные камни, размером с дом, стоявшие на холме и окруженные кольцевым рвом, рассказывали о каменном кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее (!! — В.К.), ведущей с холма. Почти все собеседники помнят обширные подземные коридоры — образующие сложный лабиринт, они вели вглубь горы и, похоже, были вырублены искусственно. Высота их была метра два, а пройти подземелья не удавалось никому — тому виной были не только страх, но и ядовитый газ, заполнявший глубины. Но все же очевидцы помнят каменные столы и лавки, ступени, ведущие вниз...

Были на “ЧГ” и настоящие наскальные рисунки... Ещё недавно на камнях можно было увидеть изображения ладоней и стоп... Недавно мы нашли старожилов, утверждающих, что взрывы сорокалетней давности ничто по сравнению с работами 30-х годов, когда в течение полугода из урочища возили камень для строительства железной дороги. Есть указания, что брали песчаник с “ЧГ” и еще раньше — в начале века. Что имеем, не храним... здесь совершались религиозные обряды, и наличие такого культового места косвенно подтверждает возможность существования здесь древнейшего мегалитического комплекса”.

Теперь добавлю от себя: взглянув на карту “Чертова городища” я не мог избавиться от впечатления, что где-то уже всё это видел. На память пришла одна карта из книги Б.А. Рыбакова “Язычество древних славян”. Открываю книгу и листаю. Вот она! Карта на странице 297 “Священный путь на вершину Собутки”. Гора Собутка, она же Сленжа, была древним обрядовым местом западных славян, точнее племени слензян (земли нынешней Силезии). Взгляните на две карты. Неправда ли, есть сходство? Тот же “священный путь” с северо-востока на юго-запад, как и на Собутке. Крестиками обозначены на Собутке ритуальные скульптуры, отмечавшие древний путь к светилищу. На “ЧГ” путь этот назван “каменной аллеей”. Есть на “ЧГ” камень-“медведь”, явно сдвинутый со своего места и сползший со склона, может быть во время взрывов. Совершенно случайно на Собутке есть “древнее изображение медведицы”. Любопытно, не с Чертова ли городища в Козельск (расположенный в 14 км к западу) перетащено высеченное из камня изображение древнего божества, известное жителям как “козельский крест”? Случайно ли, что на Собутке есть каменное изваяние “монаха”. Но на этом совпадения не заканчиваются. Составитель “Летописи калужской от отдаленных времен до 1841 г.” на странице 88 в Примечаниях пометил: “Козельск в 1146 году по летописям упоминается в первый раз. Есть еще Козельск в Силезии (Kosel, Coselia), который Императором Карлом VI пожалован был Меншикову с титлом Князя”.

Вадим Казаков