Чаще счет — крепче дружба.

Статьи

4.9891304347826 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.99 (92 Голосов)

Русский – Российский (история двух атрибутов нации)

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (19 Голосов)

Академик Олег ТрубачевНе так давно один литератор, вновь всплывший на перестроечной волне, потешался на тему русской «странности» (не так уж и безобидная тема, предназначенная бередить у нас комплекс неполноценности, как будто нам не хватает своего самоедства): странно, дескать, что русские и именуются-то прилагательным (русские), а не существительным, как все нормальные нации. Литератору тому не достало грамотности и образованности, иначе он знал бы, что многие из них вообще зовутся прилагательными (Espanol, Halidno, Francais, Deutsch, American, Madyar, Suomalainen).

Вятичи-рязанцы среди восточных славян

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (23 Голосов)

Вятичи-рязанцы среди восточных славянИстория застала вятичей в положении самого крайнего славянского племени на востоке (1). Уже первый наш знаменитый летописец Нестор (2) характеризует их как крайне отсталых и диких людей, живущих наподобие зверей в лесу, едящих все нечистое, сквернословящих, не стыдясь родителей и женщин рода, и, конечно, нехристиан. Что-то из этой негативной картины, наверное, отвечало тогдашней действительности начала XII века, а что-то оказывалось и на тот час откровенным преувеличением, говоря языком нынешним – политической пропагандой (3). Преподобный Нестор был киевским полянином, и вятичи, не сразу покорившиеся Киеву, такой оценки в его глазах заслуживали. Мы сейчас, по прошествии веков, смотрим на дело иначе, спокойнее, многое изжило время, хотя – как знать, может быть, не всё. Вообще говоря, именно с вятичами связываются ряд противоречий или парадоксов, известных или менее известных. Уже один из первых их историков готов, опираясь на свидетельство Нестора, признать, что они не имели земледелия (1), но сразу вслед за этим на основе летописных же данных об уплате вятичами дани Святославу и Владимиру, то есть в достаточно раннее время, «по шелягу с плуга» заключает, что земледелие они знали (1).

В давнюю пору считалось, что именно с мартовского Равноденствия начинается настоящая весна.

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (19 Голосов)

Масленица - весеннее равноденствиеО том, что славянская Масленица была приурочена к дню Весеннего Равноденствия, указывал в своё время ещё академик Рыбаков Б.А.: «Древняя масленица, судя по обильной солярной символике, праздновалась в одну из солярных фаз—в дни весеннего равноденствия, 20-25 марта...» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян (стр.314). Первое упоминание о Масленице известно с ХVI в., хотя мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 г. Она была древнейшим истинно народным праздником, отразившим двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Масленица представляла собой сложный, многоплановый регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих, складывавшийся на протяжении не одного столетия. Она впитывала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени Весеннего Равноденствия.

О ССО СРВ, Красотынке и соратниках

4.9767441860465 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.98 (43 Голосов)

О ССО СРВ, Красотынке и соратникахЕщё в прошлом веке, у нескольких старейших соратников, которые только начинали движение, возрождая Традицию Предков, было ощущение, что они одни. Но это ощущение прошло. Стали встречаться люди, которые шли тем же путём, появились площадки для взаимодействия, отношения между соратниками быстро завязывались и развивались. Пришла потребность в поиске новых целей, новых смыслов, и ответом на эту потребность стало создание ССО СРВ в 1997 году. Началась бурная деятельность, поиск и сбор сведений, проведение обрядов. Через 12 лет был напечатан первый выпуск журнала Родноверие, а ещё через два года у нас появилась своя земля, Красотынка. В 2019 году и Орловская община ССО СРВ приобрела свою землю.

Небесные стада

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (29 Голосов)

Небесные стадаДля племен пастушеских, а такими были все племена в отдаленную эпоху своего доисторического существования, богатство заключалось в стадах и ими измерялось.

Скот доставлял человеку и пропитание, и одежду; теми же благодатными дарами наделяет его и мать — сыра земля, производящая хлеб и лён, и небо, возбуждающее земные роды яркими лучами солнца и весенними дождями. По этим сходным признакам пастухи и пахари первобытного племени обозначали творческие силы природы и стада коров, овец и коз тождественными названиями. То же сближение встречаем в русской народной загадке: “два быка бодутся, вместе не сойдутся” - небо и земля. Земля была такая же общая всем кормилица для населения земледельческого, как стада — источник питания и богатства для населения пастушеского. Древние народы глубоко верили, что обрабатыванию полей научили человека боги, которые сами пахали на быках; а стельная корова принималась ими за символ земного плодородия.

Арциховский А.В. - Одежда

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (17 Голосов)

А. В. Арциховский, Одежда Очерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культураОчерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культура

Русская крестьянская одежда в XIII-XV вв. сохраняла, очевидно, прежний облик, судя по курганным находкам. Курганный обряд погребения в некоторых землях у крестьян сохранился до XIV в. От мужских одежд до нас доходят пояса, от женских - украшения. Основной одеждой мужчин оставалась короткая рубаха, главная форма которой, косоворотка, выработана еще в предыдущую эпоху. Подпоясывалась она высоко, значительно выше уровня таза. Пряжки по-прежнему были лировидные. Короткая рубаха простонародья резко отличалась от долгополых одежд знати. Это противоположение можно проследить на сотнях примеров по летописным миниатюрам. В Кенигсбергской летописи (рисунки XV в., оригиналы их частично восходят к XIII в.) - длинные платья у князей и бояр, купцов, дружинников (в мирной обстановке), зрителей исторических событий; короткие рубахи (выше колен) - у крестьян, ремесленников, землекопов, гребцов, плотников, каменщиков (См. А. В. Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Изд-во МГУ, 1944, стр. 28.). Та же закономерность наблюдается в Никоновской летописи (рисунки XVI в., оригиналы их частично восходят к XIV-XV вв.) (См. А. В. Арциховский. УК. соч., стр. 100.).

Ряженый антимир

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (20 Голосов)

Ряженый антимирФакир, вампир, гусар с цыганкой,
Коза в тулупе вверх изнанкой,
С пеньковой бородой монах...
А. Тарковский

Еще можно встретить людей, для которых участие в традиционном ряженье - часть их прошлой жизни. Держалась эта традиция повсеместно - пусть и с разной сохранностью - примерно до середины 30-х годов нашего века, а затем началось ее уничтожение. Рассказы последних ее очевидцев вместе с десятками более ранних свидетельств создают как бы два разных образа ряженья. В одних случаях это всего лишь «потешное развлечение с переодеваньем» - «своего рода деревенский бал-маскарад». В других - бесовское и кощунственное действо, в котором подчеркнуто все нечистое, от чего затем надлежит очиститься и что может обернуться тяжким наказанием (известны и былинки о домах, бесследно провалившихся вместе с теми, кто слишком усердно скакал, плясал, предавался шумным и греховным потехам).

Недошивина Н.Г. - О религиозных представлениях вятичей XI-XIII вв

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (15 Голосов)

Недошивина Н.Г. - О религиозных представлениях вятичей XI-XIII ввВ курганах вятичей XI -XIII вв. наблюдается два основных обряда захоронения: на горизонте и в ямах - две системы погребений, отличающиеся друг от друга. В XII в. погребения на горизонте начинают уступать место ямным захоронениям, которые становятся господствующими в XII - XIII вв. Смена обряда - процесс длительный и сложный. В разных местах он происходил в разное время. Однако у вятичей смена ритуала падает в основном на XII в. и связана, по всей видимости, с распространением христианства. Обычно распространением христианства объясняют исчезновение трупосожжений и появление погребений по обряду ингумации.

Кровная месть и смертная казнь у восточных славян

4.96875 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.97 (32 Голосов)

Кровная месть и смертная казнь у восточных славянПроблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести как древнейшего правового обычая, получившего свое законодательное закрепление на первых этапах развития российской государственности, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и правоведов. Огромное количество работ было посвящено различным аспектам кровной мести. Много вопросов было благополучно разрешено, однако многое осталось и остается до сих пор, настоятельно требующим своего изучения. Мы также посчитали возможным вновь обратиться к данной теме и обозначить некоторые вопросы. Насколько кровная месть все-таки соответствовала нравам и духу восточных славян, была ли она органически им присуща? Почему кровная месть у славян, появившись впервые в договорах Руси и Византии, затем в Русской Правде в очень ограниченном виде, вскоре была отменена? Почему кровная месть, являясь, по мнению большинства исследователей, прообразом смертной казни, устойчиво и прочно входит в виде подобного наказания в светское уголовное законодательство России только в конце XIV в., т. е., практически не являясь характерным явлением для уголовного законодательства Древней Руси? Каковы точки соприкосновения кровной мести и смертной казни как правовых явлений? Возможно, что если уж не прямые ответы на поставленные вопросы, то хотя бы ряд предположений можно сделать, осуществив краткий анализ генезиса кровной мести у восточных славян.

Духовные проявления в культуре дохристианской Руси

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (20 Голосов)

Духовные проявления в культуре дохристианской РусиВажной вехой в истории Киевской Руси является принятие христианства в 988 г. Это событие имеет большое историческое значение: оно оказало существенное влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Христианство упрочило международный престиж Руси. С его принятием она превратилась в одно из наиболее развитых государств Европы того времени. Значительно расширились политические и экономические связи с другими христианскими странами. Крещение укрепило государственную власть и территориальное единство Киевского государства. Принятие христианства сыграло большую роль и в развитии русской культуры. Оно содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами, подняло древнерусскую культуру на новый, более высокий уровень развития.

Язычники по праву прописки

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (18 Голосов)

Калужские родноверы добились установки указателя у деревни Красотынка – одного из центров неоязычества.Природные парки и национальные районы превращаются в резервации для этнических культов

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включены 11 сакральных территорий, находящихся в Ямало-Ненецком автономном округе. Четыре из этих священных для коренных жителей объектов – «Хада пэ» («Старушка камень») в Приуральском, «Хорлор» (Быка-оленя озеро) в Шурышкарском, «Сэр-нго Ирико» (Старик Ледяного острова, Хозяин Белого острова) и «Ямал хэхэ» (Края Земли богиня) в Ямальском районе – станут памятниками культуры регионального значения. В конце 2016 года в Республике Коми появилась 38-метровая статуя Корт Айки, кузнеца из коми-зырянских мифов (подробнее в «НГР» от 07.12.16).

Воинские обряды славян-язычников

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (22 Голосов)

Голова витязя. Васильев(Журнал «Родноверие» №6)

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться.
Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.
Если же побежим – позор нам будет.
Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас:
если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь».
Князь Святослав

Так ли много мы знаем о воинском долге, воинском снаряжении и воинских обрядах у славянских язычников? Думаем, многие окажутся в серьезном затруднении в попытке ответить на этот вопрос. Если воинский долг понятен, он мало видоизменился с древних времён: защищать родину ценой собственной жизни, следовать за князем (воеводой) в бой, преследуя интересы державы. Историки уже давно написали работы о воинском снаряжении по материалам археологических раскопок и другим источникам. С этим вопросом можно ознакомиться в трудах Успенского, Колчина, Рассадина и многих других. Но во многом загадкой остаётся вопрос о воинских обрядах. Ведь жизнь и смерть на пути воина всегда идут рядом. Как же готовились воины к бою, как хоронили товарищей, какие обереги использовали? С этими вопросами нам предстоит разобраться в этой статье.

Пробуждение водяных

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (18 Голосов)

Иллюстрация В. М. Канивца к сказке Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной»Во время, когда реки, очищаясь ото льда выходят из берегов, в народе особо чествуют духов пресноводных пространств - Водяных.
Как же выглядит этот своеобразный дух и где его логово? Из народных поверий нам известно: «Водяного представляют получеловеком-полурыбой: пучеглазым, со спутанными длинными волосами, с окладистой бородой цвета ряски, с перепонками между пальцами рук и покрытым чешуёй хвостом рыбы вместо ног. Лицо его одутловато, а живот постоянно вздут, как у лягушки. Весь он, словно шалью, опутан тиной. Наиболее любимые обиталища Водяного – глубокие места, омуты, водяные мельницы. Бывают такие места на воде, где всю зиму вода не замерзает, так вот, по народным преданиям, именно там зимует Водяной и растапливает лёд своим дыханием» (отрывок из книги «Славянские предания, сказки и былички»).

Кулачный бой на Руси

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (19 Голосов)

Кулачный бой на Масленицу г. Орел«Кулачный бой – душе разгул!»
русская народная пословица

Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли одну из любимых народных забав.1 Вот что говорилось о кулачной потехе в Воронежских Губернских Ведомостях за 1851 год: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге».2 Сахаров же писал о кулачном бое: «Кулачный бой в Русской семейной жизни считался удовольством, приводившим некогда в гордость и раздоры целые селенья и города. Подвергать себя из доброй воли побоям, бить других без пощады – было роскошным весельем для наших отцов и дедов».3 Кулачная потеха давно известна на Руси. Летописцы говорят о ней еще в начале XIII в. с какою-то восторженностью. Великий Князь киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвою своих союзников новгородцев и смоленцев к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».4

Индоевропейский культ Велеса, и его отражение в христианском культе Николая-Чудотворца у славян.

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (17 Голосов)

«Велес» / Дзалба Владислав Владимирович... географическое распределение культа Волоса и культа Перуна на восточнославянской территории соответствует в общем распространению культа Николы и культа св. Георгия...

...в Николе можно предположить воплощение Волоса; это предположение, как будет видно ниже, находит достаточно достоверное подтверждение. Отметим в этой связи Волосов Николаевский монастырь, некогда существовавший во Владимирском уезде, в 16-ти верстах от г. Владимира при реке Колочке. По преданию, сохранявшемуся в народе, Волосов Николаевский монастырь был основан на месте языческого капища в честь Волоса, откуда название как самого монастыря (Волосов), так и соответствующего места (Волосово). В этом монастыре была чудотворная икона Николы, которая по преданию многократно являлась на дереве, висящей на волосах. Вместе с тем в Петербурге в церкви св. Николая в Трунилове находился образ Николы с надписью: “Никола Волосовской”...

Что мы знаем о земле вятичей?

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (19 Голосов)

Земля вятичейЗемля вятичей

Вятичи — одно из наиболее известных и хорошо изученных в археологическом плане древнерусских племен, внесших существенный вклад в формирование древнерусской народности.

Первые упоминания вятичей можно встретить уже на самых начальных страницах русских летописей. В «Повести временных лет» указано, что «...Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи...»; в летописной статье 6367 г. (859 г.) вятичи упоминаются в связи с уплатой дани хазарам — «...а Козаре имахуть [дань] на Полянех, и на Северех, и на Вятичих, имаху по беле и веверици, и тако от дыма».

Русские боги за решеткой

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (20 Голосов)

Наш московский собеседник на «памятном» фото из мест заключения. Фото из личного архива автораКак неоязычники объединяются и выживают в местах заключения

«Независимая газета» 07.12.2016

В местах лишения свободы хороши все способы обеспечить себе сносную жизнь и безопасность в течение всего срока заключения. Подследственные и осужденные объединяются в группы, основой которых становится любая идентичность, в том числе религиозные убеждения. В последнее время много говорилось о «тюремных джамаатах» – общинах заключенных-мусульман, противостоящих и «воровскому ходу», и административному давлению. Их влияние на заключенных стало настолько заметно, что так называемые зеленые зоны, негласная власть в которых принадлежит исламистам, пополнили привычный список «красных» (под контролем администрации) и «черных» («воровских»). Гораздо менее известно о группировках русских неоязычников, иначе называемых родноверами, которые действуют в местах заключения.

Дорога. Путешествие на Чёртово городище

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (20 Голосов)

Чёртово городищеДорога, пыль, ручей, болото.
Мелькало меж деревьев что-то.
Сквозь время пласт, нырнув в века,
Дорога нас сама вела.
По деревянному мосточку,
Сквозь буреломы, по лесочку,
Ногами утопая в мхах,
Мы ощущали легкий страх.
За нами шёл незримый кто-то.
И, проявляясь лишь на фото,
Святое место сторожит,
Где Любуша течёт бежит.

Батюшка-Домовой

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (16 Голосов)

Батюшка-ДомовойБатюшка-Домовой - дух дома, рачительный хозяин, следящий за порядком в жилище (в самом широком смысле), помогающий ладной семье. А в деревнях Домовой и за скотинкой может присмотреть.

Домового ещё называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если вдруг он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

Русские ведьмы и мары

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (19 Голосов)

Волкодлак В. ИвановВашему вниманию предлагается отрывок из уникального сборника “Русский народ, его обычаи, обряды, предания” – плод стараний известного собирателя Михаила Забылина. В книге, издания 1880 года, раскрывается и поясняется практически утерянная бытовая сторона нашего народа, наших предков, свойственные им образ жизни, поверья и обычаи.

Отрывок рассказывает о славянских колдунах и ведьмах (не только об истинных, но и ложно признанных таковыми): об их деяниях, причинах и способах преследования правительством, а также о последствиях подобных преследований для нашего народа.

Стилистика, орфография и пунктуация автора остались без изменений.