При господствующей четырехстолпной организации внутреннего пространства православного храма возводились иногда церкви и с массивным центральным столпом. Тот же архетип проступает в одностолпных трапезных палатах, представляющих единое здание с церковью,— С.А. Полищук проводит параллель между центральным столпом таких палат и представлением о древе жизни.
А на Русском Севере был известен тип церкви в виде насаженных один на другой шалашей, в котором просматривается подражание еловым деревьям — форму подобного храма Л.А. Динцес считал несомненно пришедшей из славянского язычества. Близок к данному типу храма и облик гуцульских церквей.
Завуалированное стремление к шатровообразным очертаниям с помощью большого количества маленьких главок или уступчато сужающихся к барабану рядов закомар можно нередко наблюдать в русской культовой архитектуре (например, Преображенский собор в Кижах, первоначальный облик Троицкого собора XII в. в Пскове, Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире и др.).»
Скачать: Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве