Закон о религиозных объединениях

Федеральный закон о религиозных объединениях26 сентября 1997 года на территории Российской Федерации был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту «Закон»).

В соответствии с положениями данного Закона в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

13 июля 2015 года в указанный Закон были внесены поправки, дополнения и изменения.

Прежде чем изложить краткий обзор данных изменений представляется необходимым дать толкование отдельных терминов употребляемых в тексте самого Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

И так, в указанном Законе используются следующие понятия, на которых хотелось бы остановить свое внимание:

Религиозные объединения

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками (такими как: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Также запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозная группа

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозная организация

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Теперь можно перейти непосредственно к обзору изменений внесенных в Закон.

1. Необходимо отметить, что в результате внесенных изменений с 13 июля 2015 года отменен пятнадцатилетий ценз для регистрации местных религиозных организаций. Ранее Законом было предусмотрено, что для регистрации местной религиозной организации нужно было иметь «..подтверждение её существования на протяжении пятнадцати лет...» (1 ст. 9 Закона).

2. Также одним из изменений является вменение обязанности религиозных групп извещать соответствующие органы государственной власти о начале своей деятельности. Если раньше религиозные группы могли по желанию сообщать о начале своей деятельности, то теперь это является их обязанностью (п. 2 ст. 7 Закона).

3. Также теперь руководящий орган централизованной религиозной организации, в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, обязан в письменной форме уведомлять о начале деятельности религиозной группы Министерство юстиции Российской Федерации (орган уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации (органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления Министерства юстиции Российской Федерации (органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации).

4. В соответствии с новыми поправками в Закон предоставляется возможность осуществления права на свободу совести тремя различными способами:
создание религиозной организации;
организация религиозной группы;
индивидуальное или совместное исповедание религии.
Такие формы реализации права на свободу совести декларированы в новой редакции Закона (п. 1 статьи 3):
Таким образом, совместное исповедание религии выводится в отдельный формат осуществления права на свободу совести, который не обязывает граждан вступать в какие-либо официальные отношения с органами государственной власти.

5. В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона:
"Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью".

Следовательно, религиозные объединения, в том числе религиозные группы имеют право создавать: религиозные курсы и школы без получения лицензии на право образовательной деятельности, так как теперь законодательно закреплено, что «Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Среди положительных моментов указанных выше изменений можно отметить:
    • упрощение процедуры регистрации местной религиозной организации, отмена необходимости иметь подтверждение о вхождении в Централизованную религиозную организацию для регистрации Местной религиозной организации, а также отмена необходимости иметь подтверждение о существовании в течение 15 лет.
    • изменения в п. 1 ст. 3 Закона, дающие четкое представление осуществления права на свободу совести, в ситуации с новым требованием к религиозным группам.
    • отмена обязательного лицензирования обучения религии.
  • Среди отрицательных моментов указанных выше изменений можно отметить:
    • необходимость уведомлять Министерство юстиции Российской Федерации (орган, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации) о начале деятельности Религиозной группы.

Итак, в общем можно сделать выводы о том, что поправки в Закон в значительной степени расширили возможности для религиозных организаций, предоставили большую самостоятельность и независимость.

Новая редакция Закона вступает в силу - 24.07.2015 г.

А. Баранчиков
Юрист МОО ССО СРВ