Батюшка-Домовой

Батюшка-Домовой

Батюшка-Домовой - Батюшка-Домовой
Батюшка-Домовой - дух дома, рачительный хозяин, следящий за порядком в жилище (в самом широком смысле), помогающий ладной семье. А в деревнях Домовой и за скотинкой может присмотреть.

Домового ещё называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если вдруг он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

Люди стараются поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почётном госте. Тогда он всячески способствует и предупреждает о грозящих несчастьях. Просматривается в образе Домового тесная связь с представлениями о благодетельных Предках, с благополучием в доме: от его отношения зависит лад в доме, здоровье хозяев и скота. Являясь собирательным образом Предка, на Руси он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи.

«В Смоленской губ. (в Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губ. он одет в свитку жёлтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку, волоса на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж», но с большой седой бородой и неповоротливый: всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид чёрной кошки или мешка с хлебом». (С. В. Максимов/ «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903)

Иногда Домовой вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимую живность изводит. Все домовые духи служат ему. Если домочадцы чистоту в доме не наводят, на столе не прибираются, посуду не моют, друга не берегут, людей нехороших гостить приглашают или вещи какие неугодные в дом несут или как-либо иначе вносят разлад в отношения с Домовым, то житьё может стать для них невыносимым. Всячески Хозяин будет выражать своё недовольство, пока домочадцы не одумаются и не исправятся. «Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор».

«При хороших отношениях с хозяином, домовой — благодетельный слуга дома, которому достаточно лишь высказать вслух свои желания, но без свидетелей. Тогда он проявляет необыкновенную деятельность и чуть не ежечасно просит работы, что, по-видимому, так необычно в этом увальне: он чистит, моет стены и мебель, справляет работы наиболее любимых им лиц — шьёт, прядёт, стирает, мелет, производя работу по ночам; тогда он завивает любимчикам кудри, плетёт косы, отгоняет от спящих насекомых... В то же время домовик караулит дом и добро, предостерегает о грядущих несчастьях — пожаре, воровстве или болезни: то особым стуком, то смехом или плачем, то глаженьем головы и лица спящего, то появлением животного. Больше всего он оберегает от нечистиков, с которыми даже дерётся. Усиленный стук домовика, его плач и стон пророчат обыкновенно болезнь в доме, появление же в своём подлинном виде — смерть хозяина». (Н. Я. Никифоровский / «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе». (1907)

Для особого почитания Домового отведены Кудесы, которые, согласно перечню праздников Союза принято справлять 28 стужня. Наварите на завтрак каши, положите её (непременно тёплую) в миску, окуните туда деревянную ложку, а рядом на стол поставьте сосуд с молоком. Пододвиньте к столу стул и произнесите: «Хозяин-батюшка, отведай снами каши!». После завтрака угостите этой кашей птиц или любую другую живность - домашний дух свою «пищу» из неё уже взял. «За все бескорыстные труды домовик требует от покровительствуемых всегдашнего почтения и того, чтобы они не забывали благодетеля в торжественные для семьи дни. Признательные хозяева чествуют домовика просьбою пожаловать за стол (в поминальные дни), постилая ради него чистую холстину от порога до стола».. (Н. Я. Никифоровский/ «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе». (1907) Время от времени Домовому оставляют в укромном уголке лакомства, а в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! Ешь пироги, наш дом береги!»

Картина Всеволода Иванова
Материал подготовлен Осокой