Отрывок рассказывает о славянских колдунах и ведьмах (не только об истинных, но и ложно признанных таковыми): об их деяниях, причинах и способах преследования правительством, а также о последствиях подобных преследований для нашего народа.
Стилистика, орфография и пунктуация автора остались без изменений.
Русские ведьмы и мары
Женщины, занимающиеся колдовством в некоторых местах России, называются Марами. Их различают на наследственных, которым наука колдовства идет по наследству, и ученых, выучившихся от других ведьм, или мар. Последние, по поверью народа, опаснее первых: их полетам на Лысую гору народное поверье приписывает единственно цель совещаний с собирающейся там нечистою силою, делать зло человеку. Доение или выдаивание коров, народ также относит преимущественно к ведьмам учёным. Страстные охотницы до молока, они наносят вред каждому домохозяину, истощая его коров. Говорят, ведьма может доить коров, несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центр воткнуть нож. Молоко (будто бы) задуманной ею коровы потечёт из него само собою.
Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною от нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву, как противудействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку, или прилепливают сретенские восковые свечи.
Ведьмы производят колдовство чрез заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купала. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, Иван да Марья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая им свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например свиньи. Если поймать такую ведьму-оборотня и бить её наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла. Легенды о ведьмах говорят, что они одарены возможностью превращать и людей в животных или в птиц.
Смерть, как колдуну, так равно и ведьмам, приходится плоха. Одно средство для облегчения умирающаго в этом случае – поднять над его постелью доску в потолке или слегу, от чего думают, душа скорее освободится от тела колдуньи, или колдуна (говорится безразлично).
Со смертью ведьмы, не прекращаются ещё ея сношения с землёю; ненавистница при жизни, она, по мнению суеверов, остаётся долгое время ненавистницею рода людского и после смерти. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним – вколоть в могилу и в самый труп осиновый кол.
Мало того, что сейчас сказано о ведьмах, при них говорили, что они отнимают плодородие земли, приносили безплодие и голод, вредили произрастанию овощей и плодородию животных. Портили не только свадьбы, но даже скот.
Защита против ведьм и колдунов
Против колдунов и ведьм нашлись люди, которые составили заклинания и заговоры. В этих заклинаниях они просили защиты против бабьих зазор и чернокнижия, от заговорнаго кудесника, от слепаго знахаря, от старухи-ведуньи, от ведьмы Киевской и от сестры ея Муромской. Нужно заметить при этом, что прежде верили, будто слепые находят лучше всех зрячих траву “не чуй ветер”, которая очень пригодна для колдунов.
Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник, крапиву и плакун траву, которая и сей час в Москве вместе с адамовой головою и Петровым крестом у Москворецких ворот и на Глаголе продается за хорошую цену.
18 января у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают знахаря ровно в полночь, чтобы заговорить трубы, забить под княжек кол, насыпать на загнетке золу из семи печей; всё это, разумеется, делается с целью отвратить дурныя наклонности колдуний и ведьм, стремящихся ко злу против всего человечества.
Чем же действовали ведьмы? А вот чем – травами. Ведьмы по ночам собирали различныя зелья и варили их в горшке, а потом с паром вместе уносились в трубу, когда готовое зелье закипит. Для такого аэростатического зелья они варили шалфей, руту и терличь; последняя трава, как говорят, способна была для превращений.
По народному поверью, ведьмы, как и другие колдуны, могут не только превращать себя, но и превращать людей в животных и даже в неодушевленные предметы.
Ведьма получила свое название от того, что она «ведунья», знающая, сведующая; название происходит от глагола “ведать” знать. Поэтому она ничто более, как знахарка. Но пылкое воображение жителей юга России, где родина ведьм, придало много особенности этим колдуньям. Про ведьм говорят, что они имеют хвост (несколько лишних позвонков на протяжении позвоночнаго столба), могут летать по воздуху, превращаться в сорок, оборачиваться в свиней и других животных, перекинувшись через двенадцать ножей. Немало о них говорили и говорят. Толкуют, что будто ведьмы любят после своей смерти сосать кровь из младенцев и молодых людей обоего пола. Про них говорят также и много хорошаго: например, говорят, что ведьмы гостеприимчивы, ласковы и хороши; это, разумеется, до русских колдуний касается, что и говорили русские солдаты. Но если медаль обратить на изнанку, то она, скажет другое: Оне подчас, как и женщины, бывают очень пугливы. Говорят, чтобы напугать ведьму и обезоружить ея действия, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или в грядку, под столом, воткнуть нож, и колдунья будет покорна. Можно всего вернее думать, что ведьма, как женщина, побоится за себя и свою жизнь при виде того, кто так бесцеремонно упражняется с смертоносным орудием.
Скорее всего, ведьмами в старину называли деревенских бабок-повитух, знакомых с различными приемами и в других болезнях, сведения о которых особенно нужны при их специальности. Если такия женщины в старину получили название знахарок или ведьм, то есть ведуний, сведущих, то конечно не в бранном или презираемом смысле, а если это слово со временем получило дурное значение, то, вероятно, вследствие дурных событий и уже впоследствии слово “Ведьма” стало бранным.
Отчего нет сорок в Москви. В Москве существует поверье, что сороки оттого в Москву не залетают, что св. Алексий, митрополит Московский, заклял их, заметив под видом сороки ведьму. Говорят также, что часто в старину, снимая шкуру с медведицы, находили там бабу в сарафане.
“В Крестоцеловальных записях на верность царям Василью Шуйскому и Михаилу Федоровичу, клялись не посылать ведунов и ведуний на государство лихо и их государей на след не испортити, ни ведовством по ветру, никакого лиха не посылати и следу не вынимати”. Отсюда видно, что и цари наши не были чужды верования в колдовство и чародейство...
Наговорщица на хмель. При Михаиле Федоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель потому, что посланные за рубеж (границу) объявили о бабе колдунье, или ведунье, находящейся в Литве и наговаривающей на хмель, с намерением навести на Русь моровое поверье.
Преследования колдунов в России
Россия также заплатила тяжелую дань суеверию. Языческие жрецы, игравшие у древних славян, как и повсюду, роль волхвов, неохотно, как уже мы и сказали, уступали вводимому в России Христианству. В народе старинные поверья и обычаи не только утратились вдруг, но и по сие время, как мы уже упомянули в первой части нашей книги, заметны в своих остатках обычаев, песен, и обрядов.
Высшие представители духовенства употребляли все зависящия от них средства, чтобы уничтожить в народе суеверную доверенность к колдунам, ведьмам и волхованию, о чем свидетельствуют многие памятники. Кирик XII века, митрополит Фотий, в своем послании к Новгородцам в 1410 году, Царская окружная грамота 1648 года и Домострой строго воспрещают всякое сношение с волхвами.
В извинение русскому народу на счет убеждения в знахарей и других лиц, занимавшихся мнимо противным занятием, скажем одно: когда христианство в России укрепилось вполне, то народ еще далеко не достиг не только образования, но и грамотных было очень мало. Во врачах чувствовался крайний недостаток, даже некоторые из царей умирали от чирьев, которые превращались в злокачественныя язвы, по недостатку в опытных врачах. К кому же было обратиться народу простому, необразованному, даже грубому, в своих болезнях, в своих неудачах? Разумеется и обращались к человеку, более или менее знакомому с недугами; часто иногда кто-нибудь давал остатки лекарства, которым сам излечился, или подавал тот же совет другому больному, которым сам пользовался. Успех кого-нибудь в деле врачевания разносился далеко. Со временем человек в глазах простаго народа делался известным и, видя в этом свою пользу, старался замаскировать средства, сопровождая свои эксперименты наговорами, таинственными действиями и тем, разумеется, себя ставили дурно пред правительством и в глазах простого народа, облекая свои естественныя действия во что-то таинственное. Простой селянин, опиравшийся всецело по наущению своего духовного пастыря, во всех своих деяниях видел промысл Божий, а даже, если и случилось получить помощь от знахаряили колдуна, то он отмаливался, задавал себе известное число поклонов, а все- таки в душе благословлял своего целителя, хотя подозревал, по невежеству человека того века, что его целитель – колдун. Страшно думать в наше время и сопричислять врача к колдунам, но однако же по духу времени, по таинственности колдунов, по их закрытым таинственным операциям и по невежеству века всех русских знахарей считали какими-то изуверами.
Дела о волшебстве принадлежали в России заведыванию духовной власти, и чародеев сжигали в костре, точно так же, как в западной Европе, в чем уверяет Карамзин. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр. В начале XV столетия было сожжено во Пскове десять вещих жонок (колдуний, ведьм). В повести о волховании, написанной для Иоанна Грознаго, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сожигали, а женщин за волшебство живых по грудь закапывали в землю, отчего оне умирали на другой, третий день. Эта форма наказания за чародейство согласовывалась с общим народным убеждением в XVI и XVII столетиях. Так в старину во время повальных болезней зарывали в землю женщину, подозреваемую миром в наведении болезней своими волхованиями.
Похитительницы росы
В Малороссии и до нашего времени сохранилась легенда о том, что как одна чародейка была сожжена за то, что похищала росу; предание это сохранилось в песне, где говорится, что девица-чародейка пекла змей и варила зелье, чтобы этим волшебным снадобьем отравить своего родного брата; брат узнал об этом и, сняв с сестры голову, сжег ея труп, и пепел развеял по чистому полю. В XVII столетии за ворожбу и чародейство менее виновных ссылали в дальние монастыри на покаяние или в ссылку. Как убеждение в нечистую силу, так равно и уверенность в возможность сношения человека с дьяволом долго жили во всей Европе, равно и в России. Много погибло несчастных мученическим путём, к числу которых принадлежали оговоренные по злости, по мщению, из корысти воспользоваться их наследством, богатством; много погибло по собственному невежеству, много погибло безумцев, идиотов, может быть, иногда и злодеев-отравителей в действительности, но, во всяком случае, не колдунов, и вся эта громадная масса людей погибла от невежества властей; кто знает, не пробуждалось ли в народе желание изучения природы, познания к наукам, которое встретило противудействие, как и всякое открытие в наше время. Известно, что мнимые колдуны позже превратились алхимиками, а потом, в наше время, химиками и физиками. Теперь не удивляет нас электричество, магнетизм, фотография и различныя их полезныя применения, но будь это встарь – тогда бы сожгли знаменитаго изобретателя как колдуна. Быть может, в числе множества жертв погибло много умных, великих людей....
Материал подготовлен Е.Байковой
Журнал «Родноверие» №6